Очень удачно дорогая И. приехала, мы попали на выставку братьев Маковских. Я с горя, что тутбаевская афиша того, вообще не смотрю, где у нас какие культурные события. Не совсем понимаю, где смотреть теперь. Но поскольку культурную программу надо было обеспечить, пошла прямо на сайт музея и нашла нам выставку.
Часть картин мне известна, они висят в постоянной экспозиции, а часть совершенно незнакома, они из запасников. Сколько же у нас там всего! И написано, часть картин из Пинска, из музея белорусского Полесья, мы там были и картины смотрели, но поскольку там нельзя было фотографировать (до Пинска еще не дошли последние веяния, нацмузей уже даже перестал брать деньги за фотографирование), то что оттуда - я не помню.
Маковский Владимир Егорович. «Утреннее приветствие», 1906.
«Последние известия с войны», 1915.
читать дальше
«Интервью», 1903. Картина несколько загадочная. Некий журналист берет интервью у лакея? домоправителя? официанта? На заднем плане читает газету ливрейный лакей, то есть тут по богатому. Но сомнительно, что в частном доме кто-то будет брать интервью у прислуги, похоже, это гостиница.
«Кухаркины гости», 1913. Тут мы тоже подзастряли, пытаясь определить возраст людей на картине, и выходит, что это наши с дорогой И. ровесники, хотя кухарка может быть и помоложе.
«Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик», 1896.
«Призреваемые. В богадельне», 1903.
Увы мне, забыла табличку сфотать(( Но это какой-то кабак, отделение для "чистой" публики - дальше видны крестьяне, сидящие то ль на табуретах, то ль на лавках, а тут стулья венские, столик, картины на стенах. Но публика тоже очень потрепанная.
«Стряпчий», 1889.
«В приемной доктора», 1869. Тоже загадочно. Старик в центре - явно не врач. Священник? Я не пойму, что на нем надето, но будь то ряса или пальто на меху, это явно не халат врача, или что там тогда дантисты носили. Пациенты делятся, кому что болит? Еще интересно, что пожилая женщина одета в драдедамовый платок в теплый платок поверх платья, у старика нечто теплое, а девочка сидит без верхней одежды, в сарафане на рубашечку.
Ооо, одна из моих любимых картин в нашем музее. «Приезд учительницы», 1896. Ну упс, реальность вступила в противоречие с прекраснодушными представлениями. Помните Вареньку Суворову из "Турецкого гамбита"? Вполне себе иллюстрация на определенном этапе.
«Мать и дочь», 1893. А вот это из Пинска, похоже. Держать такое в запасниках варварство, а у нас в экспозиции я такой картины не помню. Согласно легенде, старший научный сотрудник музея поехал в Москву к тогдашнему министру культуры Фурцевой, и потребовал у нее, ссылаясь на выступление Хрущева, что, мол, в запасниках столицы картины пылятся, а на периферии в музеях пусто и люди в церковь ходят, чтобы другие музеи поделились с Пинском частью фондов. И поскольку в Третьяковке похожих картин было две, одной поделились. Вариант из Третьяковки для сравнения.
«В украинской хате», 1881. Тоже, наверно, из Пинска, у нас такого нет. Интересно, женщина босиком, а парень в сапогах.
«Пляска на отдыхе. В Черниговской губернии на бураках», 1908.
«Стригут. Волжский Фигаро», 1897.
Еще там была выставка белорусских художников, чего-то там про погоду, но это в другой раз.